С сегодняшнего дня никаких нищих на улицах

  Автор:
  2 комментария
  15

Давайте представим: вы идёте по улицам Петербурга в начале XVIII века. Красота, грандиозные архитектурные проекты, шумные рынки — всё дышит новой эпохой. Но стоит вам завернуть за угол, как к вам протягивает руку оборванный старец с монологом в духе: «Подайте ради Христа, добрые люди!». И тут из-за угла появляется Пётр I с указом в руках и громогласно заявляет: «Всё! С сегодняшнего дня никаких нищих на улицах!». Да-да, именно так, наш реформатор решил проблему бедности радикально — просто запретил её.

Исторический контекст: не до благотворительности

На самом деле, к нищенству у Петра были претензии не только эстетические. Для него это был символ беспорядка и, скажем так, «низкой эффективности» общества. Он же, как человек, страстно увлечённый реформами, считал, что у каждого должен быть свой функционал. Мол, если ты в городе — значит, либо работаешь, либо служишь. А вот просто так шататься и попрошайничать — это в его системе не укладывалось. Впрочем, учитывая, как он решал проблемы, тут не до полунамёков. Он выстроил целую систему государственного призрения, то есть попечения о бедных.

Но давайте честно, выглядело это как: «Ты бедный? Отлично, теперь ты на учёте!». И чтобы никто не запутался, Пётр постановил провести перепись всех нуждающихся. С сегодняшнего дня никаких нищих на улицах! Результаты переписи, правда, обескураживали: бедных оказалось много, а вот средств на всех не хватало. И тогда Пётр пошёл по пути простого менеджера — «оптимизировал процессы». Если раньше благотворительность была делом частным, а люди помогали по мере сил и желаний, то теперь появилась централизованная система. И нищих, как «нерациональный элемент», решили вообще ликвидировать. Не физически, конечно, но с улиц они должны были исчезнуть.

Первый указ: начнём с жестокости

Сначала Пётр в 1691 году приказал выгнать всех нищих, особенно тех, кто «работал» под увечных. Вы не ослышались. Были такие актёры от нищенства: с повязкой на глазу, с фальшивым костылём — они знали, как разжалобить людей. Пётр, будучи человеком прямолинейным, предложил простой способ проверки. Попался? Значит, не инвалид, а мошенник. А что делать с мошенниками? Бить кнутом и ссылать в Сибирь. Классика русского управления того времени.

Но на этом он не остановился. В 1705 году был издан новый указ, по которому нищих отлавливали, деньги у них отбирали, а их самих отправляли на воспитание. Причём и милостыню подавать запретили. Хочешь помочь? Поделись через официальные структуры, такие как богадельни. Ну или можешь получить штраф. Никаких полутонов.

Финальный аккорд: никаких нищих на улицах

В ноябре 1717 года был издан, пожалуй, самый известный указ: полный запрет на появление нищих на улицах. Это был не просто приказ, это была демонстрация нового порядка. Пётр хотел, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, а города выглядели как цивилизованные европейские центры.

А чтобы окончательно разобраться с проблемой, в 1724 году решили провести тотальную перепись бедных. И вот тут начался настоящий сюр. Представьте, вам стучат в дверь, чтобы уточнить: вы бедный? Хорошо, вот вам номерок и место в списке. Праздно живущие монахи должны были взять таких людей на содержание. Однако система с треском провалилась. Бюрократия, отсутствие денег и общей согласованности делали своё дело. Так что нищих, несмотря на запреты, становилось меньше лишь временно.

Итоги реформ: нищих меньше, проблем больше

Конечно, нельзя сказать, что всё было зря. Некоторые идеи Петра были весьма прогрессивными. Например, богадельни стали настоящими социальными учреждениями, а не просто пристанищем для бродяг. Появилась система контроля, хоть и грубая, но всё же лучше полного хаоса. Однако методы оказались настолько жёсткими, что люди просто прятались от власти. Нищих не стало видно, но это не значит, что они исчезли.

После смерти Петра реформы благотворительности застопорились. Снова начались старые порядки: частные инициативы, раздача милостыни, хаотичные попытки контролировать ситуацию. Только при Екатерине II появилась новая волна изменений, но это уже другая история.

Что это значит для нас сегодня?

Когда мы говорим о Петровских реформах, важно помнить: он пытался создать эффективную систему. С сегодняшнего дня никаких нищих на улицах! Но реформы — это не только идеи, это ещё и реализация. А она, увы, часто хромала. Современный взгляд на эту эпоху позволяет нам понять, как важно учитывать человеческий фактор и не увлекаться тотальным контролем.

Итак, вывод простой: если бы у Петра был свой стендап, он бы наверняка начал с фразы: «Хочешь победить бедность? Запрети её!». Смех в зале, аплодисменты, а в исторических книгах — спорные, но амбициозные реформы, которые изменили облик России.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:


Оставьте свой комментарий:

Комментарии на Блог
2 комментария
  1. Влад

    Нищие и поберушки у нас это целая индустрия. Знал одну бабку, так она со слеземи и причитаниями лет пятнадцать собирала на лечение маленькой внучки. Хотя никаких внучек у нее и в помине не было. И ей давали денюжку. Косят под инвалидов СВО. Таких вообще надо … нет даже слов ]:-> ]:-> ]:->

  2. Lana

    Побирушек хватает везде, во всех странах и континентах. Но есть действительно нуждающиеся, которые по разным причинам остались без средств существования. А есть те, кто не желает работать, хотя у них есть такая возможность. Как их отличить, я не знаю. Поэтому я прохожу мимо. Может это не по человечески, но я не хочу, чтобы кто то жил за мой счёт мошенничеством . Вот так!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *